Газета "ДРУГ"

Последний выпуск:

Архив выпусков

 





Программа эколого-краеведческой байдарочной экспедиции

Программа эколого-краеведческой байдарочной экспедиции

Подготовила:

Митрофанова Надежда Николаевна

педагог ДО высшей

квалификационной категории

зав. эколого-краеведческим отделом

высшей квалификационной категории

 

Актуальность программы

Важной особенностью летних профильных смен, и, в частности, эколого-краеведческих экспедиций является эффективное сочетание образовательного процесса и отдыха. Байдарочные экспедиции, окружённые ореолом романтики и экстремальности, тем более привлекают детей и молодёжь.

Станция юных туристов г. Кстово, реорганизованная в 2011 году в эколого-краеведческий и туристско-спортивный отделы Дворца детско-юношеского творчества (ДДЮТ) г. Кстово, организует эколого-краеведческие байдарочные экспедиции по рекам Нижегородской области с 2004 года и обладает опытом их проведения.

Программа эколого-краеведческой байдарочной экспедиции включает в себя изучение  экологических и этнографических особенностей тех мест, по которым она проходит, оценку культурного ландшафта этой территории в ходе индивидуальной и групповой исследовательской деятельности, освоение навыков водной туристской техники.

Экспедиция проходит по маршруту п. Сява Шахунского района-г. Ветлуга по рекам Большая Какша и Ветлуга.

Река Большая Какша – левый приток реки Ветлуги, протекает по территории Шахунского и Ветлужского районов Нижегородской области, начинаясь в Кировской области. Её путь лежит среди хвойных лесов и болот Поветлужья, она отличается извилистым руслом и особой красотой, свойственной  лесным речкам.

Большая Какша является интересным  эколого-биологическим объектом. Изучение её экологического состояния представляет интерес для школьников как с точки зрения знакомства с методиками эколого-биологического исследования водных объектов, так и с точки зрения формирования у них  представления об особенностях лесных рек, и лесной речки подзоны южной тайги, в частности. По берегам реки располагаются экосистемы, отличные от лесных экосистем Кстовского района. Важно, чтобы школьники это различие увидели и оценили. Ниже впадения Большой Какши в Ветлугу характер природных сообществ по берегам реки меняется. Участникам экспедиции предстоит оценить эти изменения, дав им эколого-географическую характеристику.

На берегу Большой Какши располагаются Сява - рабочий посёлок, в котором действовали лесохимический комбинат, леспромхоз, экспериментальный механический завод, а также несколько деревень. Представляет интерес сравнение населённых пунктов разного типа и оценка их с экологической, этнографической, социальной точек зрения, описание  культурного ландшафта, создание эколого-краеведческих портретов этих населённых пунктов. Маршрут заканчивается в старинном русском городке Ветлуге, его облик, музей должны привлечь внимание участников экспедиции.

Совершенно очевидна гражданско-патриотическая  направленность данной экспедиции – родной край удивителен и прекрасен, но в нём существует немало проблем. Как их решать?

Программа экспедиции рассчитана на учащихся 7-11 классов, членов районного Научного общества учащихся. Участники экспедиции получают возможность подойти к изучению родного края с разных позиций, осваивают различные методы полевых исследований, обобщают и анализируют полученные результаты.

Проведение этнографических исследований путём опроса местных жителей на маршруте следования экспедиции способствует развитию не только исследовательских, но и коммуникативных навыков, способствует адаптации в социуме и укреплению межпоколенных связей.

Байдарочная экспедиция способствует формированию и развитию у её участников навыков водной туристской техники, знакомит с основами туристского быта, правилами поведения в походе.

Немаловажно и то, что в летней экспедиции школьники укрепляют своё физическое и эмоциональное здоровье.

Актуальность программы экспедиции в творческом её характере и комплексном содержании, которое заключается в эффективном сочетании познавательной и исследовательской деятельности, активного досуга.

Цели.

Воспитание целеустремлённости, чувства ответственности, становление активной жизненной позиции в процессе формирования устойчивого исследовательского интереса к изучению родного края, бережного отношения к его историческому, природному и культурному наследию

Задачи:

  • Формирование навыков полевой экологической, этнографической исследовательской деятельности.
  • Изучение экологического состояния рек Большая Какша и Ветлуга на маршруте следования
  • Формирование представлений о культурном ландшафте изучаемой территории,
  • Создание эколого-краеведческих портретов населённых пунктов по маршруту следования
  • Развитие социально-коммуникативных навыков в процессе коллективной деятельности
  • Освоение и совершенствование навыков водной туристской техники в процессе 10-дневного байдарочного перехода с ежедневным прохождением расстояния около 20-25 километров (кроме днёвок).
  • Осуществление природоохранной деятельности (очистка берегов реки от мусора) на маршруте следования экспедиции.

Концептуальные основы

Бережное отношение к историческому, природному и культурному наследию и формирование устойчивого интереса к его изучению способствует сохранению межпоколенных связей и формированию Гражданина.

Системный подход – основа успешного эколого-краеведческого образования.

Экология и краеведение образуют междисциплинарный комплекс знаний, являющийся базой для формирования целостного мировоззрения.

Обычаи и традиции народов суть отражение их взаимоотношений с природой, окружающей средой.

Личностно-ориентированный подход педагогики сотрудничества.

Исследовательская деятельность школьников – наиболее эффективный способ изучения краеведения.

Формирование межпоколенных связей - важное условие воспитания толерантности и адаптации ребёнка в социуме.

Ресурсное обеспечение реализации программы.

Кадровое обеспечение.

Всей работой, как в подготовительный, так и в рабочий период руководит заведующая эколого-краеведческим отделом МБОУ ДОД ДДЮТ, биолог Митрофанова Надежда Николаевна.

Деятельность экспедиции организуется и осуществляется коллективом преподавателей, членами районного НОУ.

Учебно-методический комплекс.

Методическое обеспечение программы экспедиции включает разработки экскурсий и практических занятий, подготовленные преподавателями и  методистами МБОУ ДОД ДДЮТ, методические рекомендации по проведению экологических и этно-экологических исследований (см. список литературы).

Для осуществления учебной и исследовательской деятельности используются определители гидробионтов, в том числе рыб, а также определители растений, насекомых, птиц.

Материально-техническое обеспечение.

Вся финансовая и хозяйственная деятельность экспедиции, направленная на реализацию поставленных в программе целей и задач, осуществляется в установленном законодательстве порядке.

Финансирование экспедиции осуществляется за счёт платы родителей. Расходование средств  осуществляется в соответствии со сметой.

Для проведения экспедиции имеется групповое туристское снаряжение: байдарки, спасжилеты, палатки, тент, верёвки, котлы, вёдра, топоры, принадлежности для костра. Кроме того, используется личное снаряжение участников похода – байдарки, туристические коврики, спасжилеты, рюкзаки, спальники.

Основная масса продуктов питания закупается перед началом экспедиции в соответствии со списком рекомендуемых продуктов.

Для проведения анализа воды используется полевая ранцевая лаборатория НКВ-Р (масса 10 кг).

Для записи и фиксирования информации используются блокноты (у каждого участника) и диктофон (один на группу).

Для осуществления образовательного процесса используются лупы, бинокли, карты.

Содержание программы.

Маршрут экспедиции: р.п. Сява Шахунского района – г. Ветлуга. Протяжённость - 90 километров. Время осуществления экспедиции – июль 2012 года.

Программа экспедиции в соответствии с поставленными целями и задачами, имеет несколько взаимосвязанных компонентов – экологический, фольклорно-этнографический,  туристский.

Основные формы реализации программы экспедиции:

практические экологические исследованияоценка гидрологических, гидрофизических, гидробиологических показателей реки, оценка экологического состояния природных экосистем по берегам реки по маршруту следования;
экскурсии
: экологические – в природные экосистемы окрестностей реки, ознакомительные этнографические в населённые пункты по маршруту экспедиции;
опрос местного населения с целью сбора экологической, этнографической информации её фиксация в письменном виде и на диктофон;
индивидуальная исследовательская деятельность;
природоохранные мероприятия
– очистка берегов от мусора.

Эколого-краеведческая экспедиция, осуществляемая в условиях байдарочного похода, имеет определённую специфику.

Во-первых, график движения должен быть согласован с планом проведения мероприятий программы. Его необходимо рассчитать так, чтобы на время обеденного перерыва останавливаться в таких местах, где есть возможность не только приготовить обед, но и сходить на опрос в близлежащий населённый пункт (до 2-3 километров) и провести практические экологические исследования.

Во-вторых, места для днёвок (их планируется три) должны отвечать ряду требований – быть удобными для проведения мероприятий культурно-спортивного характера, находиться на приемлемом расстоянии от населённого пункта, в который планируется поход для сбора этнографической и фольклорной информации (4-8 километров).

В-третьих, преимуществом байдарочного похода является – возможность посетить труднодоступные населённые пункты, в которые легче добраться по воде. Поэтому необходимо в полной мере использовать эту возможность. Однако необходимо учитывать, что нередко жителями таких населённых пунктов являются дачники, не являющиеся носителями местных традиций.

Программа экспедиции представляет собой своеобразную эколого-краеведческую школу, результатом обучения в которой является определённый набор знаний, умений, навыков.

Программа предусматривает усвоение школьниками знаний об основных природных сообществах, характерных для малых рек бассейна Ветлуги и их окружения – хвойных  лесах, пойменных дубравах, ольшаниках, заливных лугах, водных сообществах, знакомство с методами полевого сбора экологической, этнографической информации.

Мероприятия культурно-спортивного характера (мероприятия досуга) спланированы с использованием элементов традиционной культуры. В их основе лежат народные игры, праздники, обряды. Такие мероприятия, способствуют формированию коммуникативных навыков, сплочению коллектива, раскрытию творческих возможностей школьника, созданию благоприятного эмоционального фона, оздоровлению, и, в целом, социальной адаптации и становлению активной гражданской позиции.

Обеспечение жизнедеятельности участников экспедиции производится их собственными силами. В группе есть медработник. Приготовление пищи происходит под руководством педагога группой дежурных (3 человека) по графику дежурств.

Организационная структура экспедиции следующая. С одной стороны, участники (12 человек) разделены на две группы, в каждой из которых проводятся экскурсия и практическое занятие. С другой стороны, все они являются членами экипажей, в которых определены капитаны, как правило, более опытные в туристском плане. Кроме того, все участники экспедиции разделяются на исследовательские группы – гидробиологи,  ботаники, краеведы.

Весь состав экспедиции собирается каждый вечер у костра, обсуждает итоги прошедшего дня, вносит предложения и рекомендации.

Содержание компонентов программы.

Экологический компонент.

Цель: воспитание бережного отношения к природному наследию родного края в процессе изучения его многообразия и экологического состояния и осуществления природоохранной деятельности.

Задачи:

  • оценка экологического состояния природных сообществ по маршруту следования экспедиции.
  • знакомство с природными сообществами рек Большая Какша  и Ветлуга и их окружения;
  • формирование навыков полевого экологического исследования;
  • формирование навыков ведения полевого дневника и дневника экспедиции;
  • осуществление природоохранной деятельности (очистка берегов от мусора на местах стоянок).

Можно выделить два этапа экспедиции - подготовительный и основной. На подготовительном этапе готовится снаряжение для проведения экологических исследований – приспособлений для измерения глубины водоёма, прозрачности воды (диск Секки). Основной этап проходит в условиях экспедиции в двух основных формах – практические занятия и экскурсии.

Практические занятия включают в себя проведение гидрологических, гидрофизических и гидробиологических исследований, практические занятия по работе с определителями, рекогносцировочному описанию природных сообществ[1-4, 8-14]. Исследования речной воды проводятся с помощью полевой ранцевой лаборатории НКВ-Р.

Экскурсия проходит либо по предварительно подготовленному маршруту, либо методом непосредственного погружения в природную среду, как самого экскурсовода, так и экскурсантов. В ходе экскурсии внимание экскурсантов обращается на характерные особенности того или иного природного сообщества и его обитателей – растения, животных, грибы, лишайники – и их адаптации (приспособления) к условиям среды. Учащимся предлагается объяснить причины возникновения адаптаций и их полезность для живого организма.

Экскурсии носят в целом познавательный характер. При этом учащиеся осваивают некоторые основополагающие методы исследования - наблюдение, работу с определителями.

Тематика экскурсий.

Хвойные и смешанные леса.

Пойменные дубравы.

Экосистема болота.

Особенности заливных лугов малых и больших рек .

Водные сообщества.

Фольклорно – этнографический компонент

Цель: изучение и сохранение особенностей традиционной культуры в процессе сбора фольклорной и этнографической информации, её использования в исследовательской и спортивно-культурной деятельности, формирование представлений о культурном ландшафте изучаемых территорий,

Задачи:

  • знакомство с методами полевого сбора фольклорно – этнографической информации и их освоение;
  • создание эколого-краеведческих портретов населённых пунктов по маршруту следования;
  • использование собранной информации в культурно-спортивной деятельности экспедиции и в дальнейшей исследовательской и культурно-массовой деятельности в рамках школ и УДО.

Основные формы занятий – этнографические экскурсии ознакомительного характера в населённых пунктах по маршруту экспедиции, опрос местных жителей и запись полученной информации на бумажные носители и диктофон, практические занятия по созданию эколого-краеведческих портретов населенных пунктов.

Учитывая, что лучший способ усвоения собранной информации – деятельностный, культурно-массовые и спортивные мероприятия экспедиции формируются с их учётом. Это способствуют лучшему знакомству с народными традициями и обрядами, их усвоению, пробуждает и укрепляет интерес к культуре родного края, добавляет оттенки к многокрасочной палитре окружающего мира.

Туристский компонент.

Цель: формирование навыков здорового образа жизни путём привлечения учащихся к регулярным занятиям туризмом.

Задачи:

  • знакомство с основами туристского быта;
  • освоение навыков водной туристской техники;
  • обучение навыкам оказания первой доврачебной помощи в походных условиях;

Реализация цели происходит в два этапа – подготовительный (до экспедиции) и основной (во время экспедиции).

На подготовительном этапе школьники учатся собирать и разбирать байдарки, проводят необходимые ремонтные работы, знакомятся с правилами поведения на воде.

Основной этап начинается со сбора байдарок на берегу р. Б. Какша и заканчивается их разборкой на берегу р. Ветлуга.

В состав экспедиции входят как участники, имеющие опыт байдарочных походов, так и начинающие водные путешественники. В состав экипажа байдарки обязательно входит 1 или 2 опытных туриста.

Знакомство с основами туристского похода на разборных байдарках включает в себя обучение следующим навыкам:

  • сборка и разборка байдарки, её ремонт в походных условиях;
  • посадка в байдарку, отчаливание и причаливание;
  • техника гребли и управления байдаркой;
  • обеспечение безопасности в походе.

Спортивно-культурные мероприятия.

Цель: воспитание у участников экспедиции культуры организации и проведения досуга.

Задачи:

  • Сбор информации о культурно-досуговых мероприятиях детей, молодёжи, взрослого населения в прошлом и в настоящее время в ходе опроса местных жителей и посещения школьных и районных краеведческих музеев по маршруту экспедиции;
  • Популяризация собранной фольклорной информации в форме культурно-досуговых мероприятий экспедиции.

Тематика мероприятий.

Круг друзей.

Празднование дня Ивана Купалы.

Праздник посвящения в байдарочники.

Олимпиада «Ветлужские старты».

Конкурс художественной самодеятельности.

Распорядок дня.

(вариант для походного дня).

8.00

Подъём. Зарядка. Утренний туалет.

9.00-9.30

Завтрак.

9.30-10.30

Сбор личного и группового снаряжения. Снятие лагеря. Уборка территории. Оформление полевого дневника и дневника экспедиции.

10.30-11.30

Экологическая экскурсия*.Практические исследования.

11.30(10.30)-14.00

Движение по маршруту. График движения: передвижение на байдарках – 45 минут, разминка на берегу (волейбол, другие игры) – 15 минут.

14.00-17.00

Стоянка на обед. Практические занятия по группам (экологическая экскурсия,  поход в близлежащий населённый пункт для сбора этнографической и фольклорной информации). Индивидуальная и групповая исследовательская деятельность.

17.00-19.00

Движение по маршруту. График движения (см. выше).

19.00-20.00

Разбивка лагеря. Приготовление ужина.

20.00-20-30

Ужин.

20.30-22.00

Культурно-спортивные мероприятия.

22.00-23.00

Вечернее обсуждение итогов дня.

23.00

Отбой.

* Экологическая экскурсия проводится в том случае, если её маршрут проходит по новым ещё не изученным природным сообществам или включает интересные природные объекты.

Распорядок дня.

(вариант для «днёвки»).

8.00-9.00

Подъём. Зарядка. Утренний туалет.

9.00-9.30

Завтрак.

9.30-10.00

Уборка территории. Оформление полевого дневника и дневника экспедиции

10.00-12.30

Практические экологические исследования.

13.00-14.00

Экологическая экскурсия.

14.00-14.30

Обед.

15.00-19.00

Экскурсия в близлежащий населённый пункт для сбора этнографической и фольклорной информации.

19.00-20.00

Свободное время. Индивидуальная и групповая исследовательская деятельность.

20.00-20-30

Ужин.

20.30-22.00

Культурно-спортивные мероприятия.

22.00-23.00

Вечернее обсуждение итогов дня.

23.00

Отбой.

Ожидаемые результаты.

Учащиеся в рамках экспедиции должны усвоить определенный объем знаний, умений и навыков:

  • овладеть наиболее распространёнными методами исследования водоёмов;
  • знать наиболее распространённые виды растений, рыб, птиц, млекопитающих, рептилий, земноводных, насекомых, характерных для природных сообществ по маршруту следования экспедиции;
  • уметь пользоваться определителями растений;
  • уметь читать карту;
  • уметь вести полевой дневник и дневник экспедиции;
  • уметь проводить опрос местных жителей в рамках этнографических и фольклорных исследований и фиксировать полученную информацию;
  • знать основные навыки водной туристской техники, уметь собирать и разбирать байдарку, управлять ею;
  • знать основы походного быта – уметь ставить палатку, разводить костер, заготавливать топливо для костра;
  • уметь оказывать первую медицинскую помощь при ушибах, порезах, тепловых и солнечных ударах, переломах, кровотечениях, утоплении, пищевом отравлении. Результатом воспитательного процесса должно стать создание дружного, активно функционирующего коллектива единомышленников – педагогов и школьников.

Календарный план экспедиции

02.07.2012 – Начало экспедиции. Проезд  Кстово - Н.Новгород, Н.Новгород-Шахунья (железнодорожным транспортом, байдарки – грузовым автотранспортом до п. Сява), Шахунья – р.п. Сява (автобус). Сбор байдарок на берегу р. Б.Какша. Экскурсия в р.п. Сява, опрос местных жителей. Изучение экологического состояния реки и прибрежных экосистем. Переход на байдарках -8-10 км ниже по течению р.п. Сява. Стоянка на ночёвку. Круг друзей.

03.07.2012- Экскурсия в д. Красная (около 3км на север от русла реки), опрос местных жителей. Изучение экологического состояния реки и прибрежных экосистем. Переход на байдарках – 15 км. Конкурс художественной самодеятельности. Стоянка на ночёвку.

04.07.2012 – Экскурсия на болото. Изучение экологического состояния реки. Переход на байдарках – 12-15 км. Стоянка на днёвку.

05.07.2012 – Днёвка. Экологическая экскурсия. Изучение экологического состояния реки и прибрежных экосистем. Экскурсия в д. Горелая, опрос местных жителей.

06.07.2012 – Переход на байдарках – 4-5 км. Экскурсия в д Ченебечиха, опрос местных жителей. Переход на байдарках – 15 км. Стоянка на днёвку. Празднование дня Ивана Купалы.

07.07.2012 – Днёвка. Изучение экологического состояния реки и прибрежных экосистем. Экологическая экскурсия.

08.07.2012 – Переход на байдарках-10 км. Изучение экологического состояния реки и прибрежных экосистем. Переход на байдарках-10 км. Выход в Ветлугу. Стоянка на ночёвку.

09.07.2012 – Изучение экологического состояния реки и прибрежных экосистем. Экскурсия в д. Погорелка, опрос местных жителей. Переход на байдарках-10 км. Стоянка на днёвку.

10.07.2012Днёвка. Изучение экологического состояния реки и прибрежных экосистем. Праздник посвящения в байдарочники. Олимпиада «Ветлужские старты».

11.07.2012 – Переход на байдарках5-8 км. Прибытие в г. Ветлугу. Экскурсия в музей. Разборка байдарок. Упаковка группового и индивидуального снаряжения. Проезд г.Ветлуга –п. Урень (автобусом), ж/д станция Урень – Н.Новгород  (ж/д транспортом), Н.Новгород-Кстово(автотранспортом), снаряжение – грузовым автотранспортом г.Ветлуга – Кстово.

Литература.

 

  • Аверкиев Д.С., Аверкиев В.Д. Определитель растений Горьковской области. – Горький: Волго-Вятское книжное издательство, 1985. – 318 с.
  1. Ванин А.И. Определитель деревьев и кустарников. – М.: Лесная промышленность, 1967. – 235 с.
  2. Веселов Е.А. Определитель пресноводных рыб фауны СССр. – М.: Просвещение, 1977. -238 с.
  3. Донохью М.О. Путеводитель по минералам для начинающих. _Л.: Недра, 1985. -207 с.
  4. Доронин Д.Ю. Мир леса: животные. – Н.Новгород,2004.
  5. Ибрагимов А.К., Терентьев А.А. Нижегородское Поволжье: растительные рубежи // Отечество моё Нижегородское. – Нижний Новгород , 1997. – С. 102-106.
  6. Куприянов Н.В., Веретенников С.С., Шишов В.В. Леса и лесное хозяйство Нижегородской области. – Н.Новгород: Волго-Вятское книжное издательство, 1995. – 348 с.
  7. Методика проведения экологических исследований природных объектов. Н.Новгород,1991.
  8. Михеев А. В. Биология птиц. Определитель птичьих гнёзд. М.: Цитадель, 1996. -460 с.
  9. Плавильщиков Н.Н. Определитель насекомых. М.: Топикал, 1994. -544 с.
  10. Птицы Европейской России. Полевой определитель. / В.Е Флинт, А.А. Мосалов, Е.А. Лебедева, С.А. Букреев, В.М. Галушин, В.А. Зубакин, А.Л. Мищенко, Т.Л. Свиридова, П.С.  Томкович, Н.П. Харитонов, Д.А. Шитиков: Под ред. В. Е.Флинта– М.: Алгоритм, 2000. – 218 с.
  11. Степаненко И.И. Лесная типология. – М.: Изд-во МНЭПУ, 1998 – 96 с.

13.  Талиев В.И. Определитель высших растений Европейской части СССР. – М.: Государственное медицинское изд-во. 1932. – 645с.

14. Экологическая школьная лаборатория: Учебно-методическое пособие. Под ред.Д.Б. Гелашвили, И.М. Швец. Н.Новгород. Нижегородский гуманитарный центр.- 1995. – 210 с.

 

День Победы в Кстово

Профилактика гриппа, ОРВИ

Официальный интернет-портал правовой информации

Яндекс.Метрика